Лишенные воображения

Антропология
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Imagine all the people
living life in peace...

«Представь себе», - говорят. И вы представляете. А можете себе представить людей, которые ничего не могут представить? Оказывается таковых, со столь альтернативными способностями, тоже не мало. У одних есть воображение. У других оно отсутствует полностью.

Мы все разные. У всех нас разные мозги, как скажет профессор Савельев -  с широкой шкалой индивидуальной изменчивости. Но хуже всего здесь то, что даже по этой причине люди не понимают друг-друга. Беда в том, что мы думаем, что все равны и что все одинаковы, что все такие же как мы. Увы, нет.

Феномен оставался в значительной степени неизученным до 2005 года, когда к профессору Адаму Земану из Эксетерского университета подошел человек, который, казалось, потерял способность визуализировать после небольшой операции. В исследовании под названием «Lives without imagery – Congenital aphantasia», опубликованном в журнале Cortex, группа ученых описывает эту странность как психофизическое состояние, при наличии которого человек не имеет возможность создавать образы перед «мысленным взором». Впрочем, сам феномен был описан  в 1880 году - исследователи время от времени сообщали о людях, не способных создавать мысленные образы. Некоторые даже проводили опросы для оценки распространенности. В 2009 году Билл Фоу из колледжа Брютон-Паркер в Джорджии сообщил, что около 3 процентов из 2500 опрошенных им человек сообщили, что у них отсутствует зрительное воображение. Но сама по себе афантазия привлекла очень немного исследований и была лишена общественного внимания. Да и сейчас это рассматривают только как курьез без руководства к действию.

Помимо врожденной афантазии, сообщалось о случаях приобретенной афантазии, вызванной травмой головного мозга или психологическими причинами. Согласно оценкам, афантазия в той или иной степени выражается не менее чем у 2-3% населения. «В той или иной степени», означает, к примеру, то что одним афантазикам не хватает только произвольных визуализаций, но они все еще способны иметь непроизвольные визуализации, такие как сны. В более сложных случаях такие люди не видят и сновидений. Любопытно, что таковое мне даже с какой-то гордостью, говорили некоторые художники, которых я знал. Ничего не снится, - говорили, - просто проваливаешься куда-то, да и всё. Исследование 2020 года пришло к выводу, что те, кто страдает афантазией, также испытывают менее яркие автобиографические воспоминания. Хорошо это или плохо? Хорошо в том смысле, что совесть может не мучить. А хорошо ли это само по себе? Они скажут – хорошо. А вы будете считать что нехорошо. Только диалога такового между вами не случится, но непонимание и когнитивный диссонанс будет

Чем можно компенсировать недостаток мысленного взора? Я не знаю, как можно быть художником, или скажем, писателем без воображения. Но они явно есть, а некоторые даже и успешны, особенно там, где неплохо платят, в кинематографе, к примеру. Мы же не будем ставить им это (отсутствие воображения) в вину? Нет, не будем. Потому что без воображения можно быть и хорошими торговцами и, скажем, скотоводами или солдатами, точно выполняющими приказ людей с воображением – быть в этом мире, несмотря на этот недостаток, существенный недостаток, востребованными. Это не самый большой грех, а мы люди политически корректные и толерантные. Но им всё же нужно самим поискать иное поле для деятельности не связанное с творческими профессиями. Хотя о чём это я… если люди не осознают это, значит добровольно отказываться, а тем более уступать свое место в искусстве другим не станут. Этот мир победить нельзя.