Древние египетские бусы синего стекла в Скандинавии

ancient egyptian blue glass

Химия
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Химический анализ синих бусин,  найденных в могилах датского бронзового века, показывает, что украшения эти были сделаны в стекольных мастерских египетских фараонов. Об этом сообщалось в Journal of Archaeological Science.

Это первое свидетельство древнеегипетского стекла за пределами Средиземноморья.

Со всей очевидностью, египетские стеклянные бусины, попали в общины  Скандинавии, расположенные на расстоянии более 5000 километров, после прохождения через разнообразные морские и наземные торговые пути.

Команда археологов проанализировала 23 стеклянные бусины из 10 датских могил бронзового века, хранящихся в Национальном музее Дании в Копенгагене. Химические сигнатуры были получены путем взрыва микроскопических кратеров на поверхности шариков с помощью крошечного лазерного луча, что позволило другому устройству определить молекулярную структуру материала. Результаты сравнивались с химическими признаками 10 фрагментов древнеегипетского стекла, также изученных исследователями.

Кобальт в этих находках содержал концентрации никеля, цинка и марганца, типичные для изделий из стекла кобальтового цвета и фрагментов, найденных в нескольких древнеегипетских мастерских. Одна из двух бусин была найдена в могиле женщины возрастом около 3400 лет, которая лежала среди множества бронзовых украшений.

Считалось долгое время, что производство стекла зародилось в Месопотамии, но выяснилось, что из изделия только копировали египетские и были более низкого качества. Но и они попадали в Европу. Есть находки, датированные 1600 лет до Р.Х. Изделия из месопотамских времен демонстрируют более слабое понимание стеклоделия.