Архетипическое божество Сирии и Анатолии

Архетипы
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Эта статья была написана еще 10 лет назад, когда по этой территории тяжелым катком еще  не прокатилась война. Я разместил ее здесь, скопировав со своего старого сайта. Потому что я не знаю, существует ли  сейчас храм о котором пойдет речь. А какое-то время на этом сайте о нем будет упоминание.

***

Над старым кварталом Алеппо возвышается массивная цитадель, построенная на вершине 150-футового холма из твердой скалы. Крепости возвышались над этим северным сирийским городом еще со времен Римской империи. Но в самом сердце цитадели, среди руин османских дворцов и спрятанных за высокими стенами, которые относятся к эпохе крестоносцев, группа немецких и сирийских археологов расчищает обломки большой ямы, которая показывает, что эта вершина холма была значительной задолго до прихода римлян. (В скобочках замечу что сейчас уже не расчищает). Здесь, среди облаков пыли, потрепанный базальтовый сфинкс и лев — оба семифутового роста — охраняют вход в один из великих религиозных центров древности, святилище бога бури Адды.

На фото: Изображение Адды  (справа) и получеловек-полубык.

Храм сначала был построен народами раннего бронзового века, а затем перестроен чередой культур, в том числе хеттами, индоевропейскими строителями империи, чьи владения распространились от Анатолии до северной Сирии в 14 веке до н.э. На этом древнем перекрестке смешались и смешались сирийская, анатолийская и месопотамская культуры. Адда была известна под разными именами: Адду, Тешуп, Тархунта и Хадад. Но по мере того, как художественные стили и языки приходили и уходили, храм бога бури выстоял.

Работая с 1996 года, команда только сейчас завершает раскопки и готовит площадку для строительства музея при поддержке Всемирного фонда памятников и Фонда Ага Хана. Но на самом деле амбициозный проект возник как шутка навскидку. Пока Кольмейер занимался раскопками в отдаленном месте бронзового века вдоль реки Евфрат, сирийский чиновник предложил ему более цивилизованное и амбициозное место для раскопок, например, цитадель Алеппо.

Получение разрешения от сирийской бюрократии на раскопки посреди одного из самых важных национальных памятников страны — в том, что многие считают старейшим постоянно населенным городом в мире, — было настолько невероятным, что всех ввело в смешливое настроение. «Это как если бы китайцам позволили раскопать Лондонский Тауэр», — смеялись археологи. (Но хорошо смеется Тот.... - опять я замечу в скобках).

Храм бога шторма лежал ниже византийских и исламских слоев. После Первой мировой войны и распада Османской империи, которая уже давно владелаэтой  областью, французы заняли Сирию под секретным соглашением с англичанами. Они сделали Цитадели свою ключевую базу в Алеппо, а в 1920-е годы французский ученый заметил плиту с рельефом в хеттеянинском стиле. Французские археологи откопали и соседнее здание, расчистив его от мусора и щебня многих веков.

Известно, что уже в 2400 г. до н.э., правители процветающего города под названием "Ебла" совершали  паломничество  к тому, что, вероятно, было местом поклонения, и местом жертвоприношений богу Адде. «Бог шторма был архетипическим божеством в Сирии и Анатолии», как заявили археологи. Мало того, изображение это типично для многих других подобных, с сюжетом "бога с поднятой рукой", добавлю я.

Множество фантастических богов и резные фигурки, имитирующие окна и ставни, типичные для хеттских верований в межпространсвенные порталы, украшали храм в ту эпоху. На некоторых панелях изображены люди-быки с хвостами, подобные изображениям, найденным недалеко от хеттской столицы Хаттуса в северо-центральной части Турции. Но своими кудрявыми волосами они поразительно напоминают табличку из слоновой кости, найденную в Мегиддо далеко на юге современного Израиля, — намек на степень культурных и политических связей в этот период. А мастера Алеппо добавили великолепных базальтовых льва и сфинкса перед дверями храма. Подобные статуи охраняют входы в хеттские храмы и городские ворота далеко на севере.

Эти фигуры внушительны, но странный рельеф в виде человека-рыбы, который находится рядом, привлекает всеобщее внимание. Ростом немногим более 180 см, он держит сосновую шишку и ведро — символы очищения, которые можно найти на рельефах, украшавших более поздние ассирийские дворцы. Его ноги торчат из чешуйчатого хвоста. Сюжет и качество этого фриза намекают на художника, знакомого с месопотамскими стилями, столь отличными от более мелкого и карикатурного хеттского подхода к декорированию стен. Т.е. это - древний рельеф. Затем в этих местах прописались филистимляне (чье имя сохранилось как географический термин, обозначающий «Палестину»), и вероятно, являются пелесетами, одним из народов моря, вторгшихся в Египет в 1180 г. до н.э. восточное побережье Средиземного моря от Газы до Турции. 

На поздних рельефах видно уже разнообразие стилей, а скульпторы и художники, возможно, говорили  уже на лувийском, финикийском и арамейском языках.  Некоторые из их "новоделов" позже обнаруживаются во дворцах великих ассирийских правителей. Мы до сих пор думаем о Месопотамии как о центре цивилизации, но это неверно, это не правильно — в данном случае влияние шло в обоих направлениях и нельзя сбрасывать со счетов влияние соседнего Египта, о котором почему-то всегда забывают, говоря о Ближнем Востоке.