Племя голубоглазых индейцев известно сейчас в основном из исторических описаний. Их происхождение остается туманным, их родословная неясна, и они представляют собой историческую диковинку, которую мы, возможно, никогда полностью не поймем.
Первые сообщения о том, что впоследствии стало известно как племя мандан, начали поступать от французских исследователей в районе реки Миссури на территории современной Северной и Южной Дакоты в начале 1700-х годов. Говорят, что у этих туземцев была довольно светлая кожа, рыжие или светлые волосы и голубые или серые глаза, и действительно, особенно женщины якобы были настолько нордическими по внешности, что, если бы не их одежда, они, как говорили, были почти неотличимы от белых. . В 1738 году французско-канадский торговец Сьер де ла Верендри впервые официально контактировал с манданами и описал их как живущих в 9 деревнях на притоке реки Миссури, называемом рекой Харт, и отметил, что они демонстрировали обычаи, которые явно были более европейскими, чем у соседей.
К 1784 году об этом загадочном племени голубоглазых индейцев стало известно больше, и они были описаны в средствах массовой информации в выпуске Pennsylvania Packet and Daily Advertiser от 24 августа 1784 года. Там объявлялось, что обнаружено новое племя белых людей, которые «знакомы с принципами христианской морали» и «чрезвычайно учтивы и цивилизованы», в отличие от других племен.
В легендах самого народа мандан прямо упоминается, что они произошли от белого человека, явившегося им на борту каноэ в древние времена после того, как сильнейшее наводнение стерло с лица земли все на свете. Они утверждали, что этот человек научил их медицине и повлиял на их религию, в которой, как ни странно, было много общего с христианством, например, тот же потоп, непорочное зачатие и рождение ребенка, способного творить чудеса, среди прочего. Это было замечено и другими более поздними экспедициями, такими как экспедиция 1833–1834 годов под руководством немецкого натуралиста А. П. Максимилиана, который считал, что сходство между христианством и религией мандан слишком близко, чтобы быть простым совпадением. Кейтлин писал об этом:
Казалось, что эти люди должны иметь близость к какой-то части цивилизованного мира; или что среди них прежде были миссионеры или другие люди, насаждавшие христианскую религию и легенду о потопе.
Другая идея о происхождении мандан состоит в том, что они произошли из доколумбовых посещений викингов. Первый официальный европеец, когда-либо официально вступивший в контакт с племенем мандан, Сьер де ла Верендри, утверждал, что нашел странный рунический камень с скандинавскими надписями на берегу реки недалеко от деревни. Камень тот был отправлен во Францию для изучения, но неясно, что с ним случилось, поскольку он исчез навсегда.
Джордж Кэтлин, посетивший манданов в 1833 году, обратил внимание на сходство некоторых манданских ритуалов с еврейскими, из-за чего пришёл к выводу об их еврейском происхождении. Особенно жестокими были обряды инициации, когда юношей подвешивали и подвергали пыткам.
В 1838 году племя поразила опустошительная эпидемия оспы, которая уничтожала их с такой скоростью, что всего через несколько месяцев осталось по некоторым оценкам, от 30 до 140 из них осталось. Американскими колонистами в качестве подарков или выгодной покупки для индейцев предлагались одеяла зараженные оспой. Эта история о первом применении биологического оружия хорошо известна.
Выжившие были взяты в рабство другими племенами индейцев и в итоге были ассимилированы. Последняя представительница племени манданов умерла 6 января 1975 года.