"Волшебное дерево"

Пинакотека
Typography
  • Smaller Small Medium Big Bigger
  • Default Helvetica Segoe Georgia Times

Использование галлюциногенов достаточно долгое время, вплоть до средневековья, было частью христианской традиции, если судить по фреске «Искушение в Эдемском саду» в часовне  Пленкуро Арантамы (Франция) с изображением Адама, Евы и «грибного дерева», датированной около 1291 года. Часовня принадлежала рыцарcкому ордену Госпитальеров, воевавших за гроб Господень в Палестине, среди которых было много членов общества ордена Терапевтов.

Искусствоведы таким образом объясняют сей конфуз:

«Фреска была заказана, чтобы напомнить людям о «злой» и сатанинской силе потребления веществ, изменяющих сознание. Таким образом, в средние века отношения с наркотиками стали балансом сил, но также и моральным. Всемогущество религиозной морали возвращает использование модифицирующих сознание веществ к безнравственности, и различные люди, которые их используют, воспринимаются как ведьмы или люди, ищущие сатанинских сил или знаний »

Ну не знаю… не знаю.

Традиции использования веществ изменяющих состояние сознания, (то что можно проследить), были скорее всего переняты от древнегреческой Элевсинской школы мистерий, как и многое другое в обрядовой части.  А в ингредиенты галлюциногенного зелья, входящие в рецепты его приготовления входили «волшебные грибы». Всё это «терапевты» могли почепнуть в походах на Ближний Восток, где язычество и гносеология в то время процветали.

В древности подобные грибы  по всему миру употреблялись в качестве энтеогенов при проведении обрядов и мистерий, а также в небольших дозах как психостимуляторы. Отрицать использование их в религиозных церемониях, как стимулятор по меньшей мере неразумно выглядит.

Происхождение древних мистических ритуалов с использованием грибов относят к культу плодородия, по причинам мне не очень понятным. Но фреска с Адамом и Евой, где подоплёка «плодитесь и размножайтесь» ясно читается. «Священный гриб» — это, конечно, мухомор красный (Amanita muscaria). Он центральный элемент композиции этого «древа жизни»  обвитого змеем. В данном случае лучше считать это дерево «древом познания». Это точнее во всех смыслах.